Быстрое и качественное обучение
в автошколе по доступной цене!

+7 (812) 602-79-21 График работы:
Пн-Вс: 10:00 - 21:00

Выбор автомобиля для обучения вождению в автошколе

Будущего водителя, решающего получить права, ждет немало трудностей и дилемм. После поступления в автошколу ученику приходится выбирать и машину для обучения. От это решения может зависеть не только удобство обучения и вероятность успешной сдачи экзамена, но и, возможно, будущий автомобиль начинающего водителя. Обо всех нюансах выбора учебного автомобиля поговорим в данной статье.

Парк учебных автомобилей автошколы

Особенности выбора автомобиля

Большинство начинающих водителей при выборе машины для обучения ориентируются лишь на страну ее происхождения, марку и тип трансмиссии. Однако критериев для выбора машины намного больше — от типа привода до таких малозначимых для неискушенного взгляда особенностей машины, как ее габариты или наличие активных систем безопасности.

Иномарка или отечественный автопром

Главный выбор, который предстоит сделать начинающему водителю — это страна происхождения учебного автомобиля. Обычно в таком случае противопоставляются иномарки и продукция отечественного автопрома. Действительно, на протяжении долгих лет под этими понятиями понималась техника совершенно разного уровня. Было тяжело сравнивать обычную «шестерку» или «Приору» с любым немецким или японским автомобилем. Как правило, ответ на заданный в подзаголовке вопрос был однозначным: лучше и комфортнее обучаться вождению на иномарке.

Однако сейчас уже нельзя сделать однозначный выбор. И дело не только в том, что последние модели АвтоВАЗа все-таки приблизились к мировым стандартам. На российском рынке получило распространение немало моделей эконом-класса, которые хоть и относятся к иностранным брендам, на деле мало чем отличаются от отечественного автопрома. Например, под шильдиком Datsun продавались перелицованные «Калины» и «Гранты», но формально это тоже иномарка. Можно вспомнить и о не самых продвинутых моделях под брендом Ravon, многочисленных изделиях китайского автопрома и т. д.

Поэтому сам по себе вопрос: «Российский или иностранный автомобиль?» — является несколько некорректным. Нам кажется, что выбирать нужно по другим критериям, а не просто по стране происхождения марки машины. И главным их них является возраст и современность автомобиля.

Важно

Если для обучения предлагается практически новый автомобиль, то будет это «Веста», Rio или Polo — не так уж и важно.

А вот если в автошколе предлагаются модели возрастом 7 лет и старше, то лучше выбрать иномарку. Их набор опций все же больше соответствует понятию «современного автомобиля» в сравнении с условной «четырнадцатой», «Калиной» или даже «Грантой». Так как далеко не все автошколы могут предложить новые машины для обучения, мы приведем стандартный перечень преимуществ и недостатков каждого из вариантов.

АвтомобильПлюсыМинусы
Отечественный автомобиль
  • Ниже стоимость обучения
  • Обычно высокий клиренс
  • Меньше активных и пассивных систем безопасности
  • Ниже комфорт и удобство управления
  • Хуже управляемость автомобиля
  • Менее четко переключаются передачи, хуже тормоза, встречаются модели без усилителя руля
  • Редкость моделей с автоматом
Иномарка
  • Больше активных и пассивных систем безопасности
  • Больше комфорта (имеют разнообразные настройки сидений, руля, зеркал)
  • Обычно — лучше управляемость, четче работает переключение передач, лучше тормоза, имеется ГУР (ЭУР).
  • Больше стоимость обучения
  • Обычно маленький клиренс
  • Зачастую больше расходы на бензин, хотя может быть и наоборот

Автомат или механическая КПП

Коробки переключения передач

Еще один выбор, стоящий перед начинающим водителем, это вопрос типа трансмиссии для обучения. Большинство учеников обучается на машинах с механической коробкой передач, раньше же обучение вождению проводилось исключительно на них. Сейчас учиться и на машине с АКПП. Обычно в автошколах под этим названием понимается не только классический гидроавтомат, но и любые виды привода, не требующие ручного переключения (роботизированная коробка и вариатор).

Сам по себе вопрос выбора типа трансмиссии для обучения не прост. Коробка-автомат действительно удобнее, чем МКПП, так как водителю не нужно постоянно отвлекаться на выжимание педали сцепления и переключение рычага КПП. Во-вторых, на машине с АКПП можно забыть о неприятностях, постоянно досаждающих новичку за рулем, например, заглохший мотор из-за брошенной педали сцепления, откат при трогании в горку, неверно воткнутая передача и т. д.

Однако обучение на машине с АКПП имеет и несколько минусов. Такой тип трансмиссии несколько расслабляет, что хорошо для водителя, однако не имеет особого смысла для ученика. Для начинающего водителя важными качествами являются концентрация внимания, дисциплина рулем и понимание не только дорожной ситуации, но и того, как и почему движется автомобиль. А к этому коробка-автомат совсем не располагает.

Ну и главное — водителю, учившемуся и сдавшему экзамен на машине с АКПП в удостоверении ставится отметка AT. Это означает, что он может водить только машины, не требующие ручного переключения передач. Автомобили с МКПП для него недоступны, пока он не обучится и, соответственно, не сдаст экзамен ГИБДД на автомобиле такого типа.

Важно

Обратная же ситуация вполне допускается — обучившись и сдав экзамен на машине с МКПП, водитель может ездить на машине с любым типом трансмиссии.

Поэтому ученикам рекомендуется учиться и сдавать экзамены на машине с механической коробкой передач, так как это избавит от необходимости снова идти в автошколу. Даже если вы планируете всю жизнь водить автомобили с автоматической коробкой, то все равно лучше выбрать «механику». «Перейти» с нее на машину с автоматом не составит проблем, а вот наличие прав без особой отметки в правах может пригодиться.

Тип привода

Еще одна дилемма, которая может стать перед учеником, это выбор типа привода. Автомобили с передним, задним или полным приводом практически идентично ведут себя на сухом асфальтовом покрытии. Однако на дорогах с неблагоприятным покрытием они имеют свой характер. Переднеприводные автомобили лучше чувствуют себя на мокром и скользком покрытии в сравнении с заднеприводными. Зато задний привод позволяет использовать спортивный стиль вождения, например, использовать управляемый занос.

Полноприводные автомобили не имеют себе равных на бездорожье. Однако нужно помнить, что они далеко не всегда имеют постоянный полный привод — нередко он подключается принудительно. В обычном шоссейном варианте такие машины часто двигаются приводом на одну ось. Авто с постоянным полным приводом более прожорливы и имеют меньший ресурс в сравнении с машинами любых других типов.

Что касается обучения в автошколе, то, как правило, ученикам предлагается к обучению машины с передним приводом. Он более предсказуем и стабилен с точки зрения устойчивости и управляемости, что имеет решающее значение для обучения. Машины с задним приводом все же больше предпочтительней для опытных водителей. Что касается полноприводных моделей, то из-за низкой экономичности и более быстрого расходования ресурса они редко встречаются в автошколах.

Справка

Как правило, машины с приводом на все четыре колеса встречаются в программах обучения с упором на экстремальность вождения, то есть для водителей, уже имеющих права. 

Габариты машины

Еще один нюанс, который имеет значение, это размеры автомобиля. Любой опытный водитель знает, что привыкать к точным габаритам машины приходится чуть ли не годами. У учеников нет этого времени. Поэтому в автошколах редко можно встретить машины с нестандартными (крупными или мелкими) размерами, длинным свесом, высоким кузовом и т. д.

Для обучения лучше выбрать машину среднего размера, то есть B или C класса в европейской классификации автомобилей. Автомобили с такими габаритами позволяют чувствовать себя достаточно уверенно на дороге в сравнении с городскими «малышами» по типу Daewoo Matiz или KIA Picanto. С другой стороны, они позволяют уверенно маневрировать и более приспособлены к городским условиям, что их выгодно отличает от крупноразмерных машин, особенно внедорожников.

Обратите внимание

Если не чувствуете передние габариты машины и это является для вас серьезной проблемой, то есть вариант выбрать для обучения машину с высокой посадкой водителя. Обычно у таких моделей виден край капота. Также не забывайте настроить высоту сиденья.

Другие нюансы выбора автомобиля для вождения

Есть и другие нюансы, которые нужно учесть при выборе автомобиля для обучения. Например, значение могут иметь следующие факторы.

  1. Наличие усилителя руля. Использование гидравлического или электрического усилителя руля значительно упрощает управление автомобилем. Машина без усилителя — это архаизм, с которым нет смысла связываться даже на период обучения.
  2. Обзорность. Чем лучше обзорность на водительском месте автомобиля, тем проще и спокойней ученику управлять машиной. На удивление, современные автомобили могут значительно уступать в обзорности машинам 10 или 20-летней давности. Широкие передние стойки и зауженные боковые окна, столь характерные для новых автомобилей, не добавляют обзорности на водительском месте. Поэтому если данный критерий является важным для ученика, есть смысл выбрать машину постарше.
  3. Тормоза. Тугая педаль тормоза может быть непривычной для начинающего водителя, особенно во время двухчасового урока вождения в условиях городского вождения. Может дойти до того, что придется брать паузу на отдых для правой ноги. В свою очередь , «невесомая» педаль тормоза тоже не очень удобна, поэтому в данном случае лучше выбрать машину с компромиссным вариантом.
  4. Год выпуска. В данном случае все достаточно просто — чем новее автомобиль, тем лучше. Хотя может быть и обратная ситуация (см. пункт «Обзорность).
  5. Наличие АБС. Наличие антиблокировочной системы предотвращает блокировку колес и позволяет сохранять устойчивость и управляемость автомобиля при совершении торможения. АБС ставится на все современные автомобили, поэтому если в машине для обучения ее нет, лучше подобрать другой вариант.
  6. Наличие подушек безопасности. Естественно, никто из учеников не планирует попадать в ДТП, тем более, что за безопасность ученика отвечает сидящий рядом инструктор. Однако наличие фронтальной или, тем более, боковой подушки безопасности является только плюсом.

Еще один критерий, который можно применить при выборе машины — ориентация на будущий автомобиль. Если у начинающего водителя уже есть ТС в семье или он примерно знает параметры своего будущего автомобиля, есть смысл учиться на такой же или схожей машине.

На какой машине учиться водить девушке

Обучение вождению для девушек

Некогда существовавшие стереотипы о мужских и женских автомобилях постепенно уходят в прошлое. Поэтому нельзя сказать, что какая-то модель подходит для обучения только девушкам, а какая-то — представителям сильного пола. С другой стороны, можно однозначно сказать, что вазовская классика или «Нива» это точно не лучший выбор для девушки. Отсутствие усилителя руля или «древнюю» КПП не получится компенсировать даже легендарным ореолом этих моделей.

Лучшим вариантом обучения для девушки будет абсолютно средний автомобиль — среднеразмерный хетчбэк или седан, чем новее, тем лучше. Наличие усилителя руля, АБС и других систем безопасности обязательно. А вот будет он оборудован механической коробкой или АКПП — зависит уже от пожеланий самой ученицы.

Как выбрать автоинструктора

Существует мнение, которое мы в какой-то степени поддерживаем, что выбирать нужно не просто автомобиль, а автоинструктора. И не так уж важно, на какой машине будет проходить обучение. Даже самый подходящий (новый, современный и т. д.) автомобиль не поможет, если обучать вас будет дилетант. И наоборот, с хорошим учителем даже старая, неудобная и не имеющая современных систем безопасности машина не станет препятствием для успешной сдачи экзамена.

Что касается выбора автоинструктора, то лучше ориентироваться на два критерия:

  • отзывы других обучающихся;
  • успешность сдачи экзаменов среди учеников инструктора.

В отзывах других обучающихся нужно обращать внимание не только на профессиональные, но и на человеческие качества инструктора. Вряд ли какому-либо ученику понравится грубость и неадекватная реакция инструктора на ошибки или, наоборот, безразличие к процессу обучения и к самому обучающемуся. Работа инструктора требует тонкого психологического подхода, так как к ученикам применимы разные методы обучения. Поэтому чем больше положительных отзывов разных людей об инструкторе вы прочитаете — тем лучше.

Практический курс обучения вмещает в себя минимум 56 часов вождения автомобиля при обучении на категорию «B» (54 часа — при обучении на машине с автоматической коробкой). Далеко не каждый ученик за этот срок успевает освоить навыки вождения, необходимые для успешной сдачи экзамена. Помните, что курс обучения в автошколе направлен не только для того, чтобы получить права, но и для того, чтобы реально научиться водить автомобиль.

Обратите внимание

Если стандартного курса не хватило, то стоит обязательно взять дополнительные часы обучения. Хороший инструктор в этом не откажет, тем более от этого его заработок только увеличится.

Как выбрать первую машину

Большой выбор автомобилей

Еще один сложный вопрос, который может встать перед начинающим водителем, это выбор первого личного автомобиля. Зачастую встречаются советы купить старую убитую машину, естественно, представляющую российский автопром. Якобы новичок набьет на ней неизбежные шишки, после чего уже может покупать нормальный.

С этим мнением нельзя полностью согласиться. Нам кажется, что первый автомобиль должен быть безопасным и способным прощать небольшие ошибки водителя. Идеальным вариантом  будет ТС, похожее на то, на котором проводилось обучение. Больше всего подойдет среднеразмерный автомобиль B или C класса, лучше всего хетчбэк, так как на нем банально проще парковаться. Совсем не обязательно он должен быть новым, но и выбирать машину возрастом более 10 лет нецелесообразно — такие автомобили уже морально устарели.

Не стоит покупать машину с задним приводом, так как она сложнее в управлении. Также не стоит останавливать свой выбор на машинах с высоким центром тяжести — внедорожниках, микровэнах или микрофургонах. Не лучшим выбором будут и машины со спортивным характером, так как они провоцируют водителя на маневры, навыками на совершение которых новичок овладел еще не в полной мере. Кроме того, на таких машинах сложнее парковаться и перестраиваться.

Еще одна важная деталь — клиренс машины. Начинающий водитель еще не в полной мере овладел умением парковаться в городе, поэтому на машинах с маленьким дорожным просветом ему будет сложнее парковаться возле бордюров

Задавайте свои вопросы или делитесь опытом в комментариях:

4.94 / 186 голосов